|
Налоги на доходы
|
|
|
|
и собственность
|
|
|
|
Личный
|
|
|
|
подоходный
налог
|
26,7
|
5,7
|
32,4
|
Социальное
|
|
|
|
страхование
|
24,6
|
3,5
|
28,1
|
Налог на
прибыль
|
|
|
|
корпораций
|
5,8
|
1,4
|
7,2
|
Налог на
|
|
|
|
собственность
|
—
|
8,5
|
8,5
|
Налоги на товары
|
|
|
|
Акцизы и налоги
|
|
|
|
с
продаж
|
2,8
|
13,3
|
16,1
|
Таможенные
|
|
|
|
пошлины (тарифы)
|
1,0
|
—
|
1,0
|
Прочие (включая
|
|
|
|
неналоговые
|
|
|
|
поступления)
|
1,3
|
5,4
|
6,7
|
Итого
|
62,2
|
37,8
|
100,0
|
Федеральные субсидии
|
|
|
|
правительствам
|
|
|
|
штатов и местным
|
|
|
|
органам власти
|
-7,8
|
+7,8
|
—
|
Источник: Survey of Current business, December 1986.
Более четверти государственных доходов поступает от налогов на
социальное страхование. Эти налоги являются отчислениями, дающими право тем,
кто их производит, на получение пенсии и выплат по нетрудоспособности. Из-за
того, что платежи в систему социального страхования не являются добровольными,
их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность
системы социального страхования аргументируется тем обстоятельством, что
некоторые люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои
собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности.
ТАБЛИЦА 3.
Структура налоговых поступлений в Соединенных Штатах (в % от общих налоговых
поступлений)
|
Подоходный налог, социальное страхование
|
Налоги на прибыли корпораций
|
Налоги на продажи, акцизы, таможенные сборы
|
Налоги на собственность
|
Прочие налоги
|
1902
|
¾
|
¾
|
30,3
|
41,8
|
27,9
|
1927
|
7,8
|
11,1
|
12,8
|
38,8
|
29,5
|
1985
|
60,5
|
7,2
|
17,1
|
8,5
|
6,7
|
Источник: Historical Statistics of the United States, 1970, p. lll9 и Table 21-2.
Налоги с продаж и авизные сборы, которые по своему
значению стоят на втором месте, являются налогами, взимаемыми с продаж
определенных товаров. На федеральном уровне имеются акцизы на алкогольные
напитки и табачные изделия, а также на автомобили, телефонные переговоры и
авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником
доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые товары часто от
них освобождаются).
Налог на прибыли корпорации взимается с балансовых
доходов корпораций. Налоги на прибыли корпораций в 1949 г. давали почти 25%
поступлений Федерального правительства, но к 1985 г. эта доля упала до менее
чем 10%. Закон о налоговой реформе 1986 г. увеличил налоги на доходы
корпораций, в результате чего они составили 13% общей суммы федеральных
доходов. Налог на доходы корпораций весьма противоречив. Экономисты
подчеркивают, что прибыли корпораций облагаются налогом дважды. Первый раз —
когда корпорация получает прибыли. Затем при выплате корпорацией полученной
прибыли владельцам акций в виде дивидендов последние вновь облагаются налогом.
Несмотря на эту критику, Закон о налогах 1986 г. увеличил налоги на корпорации.
Структура налогов США подобно налоговой структуре
других стран в этом столетии подверглась радикальным изменениям. Как показано в
табл. 3, в 1902 г. большинство налоговых поступлений было получено от налогов
на собственность и продажи, а также от акцизных сборов и таможенных пошлин
(тарифов) на импортируемые товары. Налога на личные доходы и на прибыли
корпораций не существовало вообще. Однако изменилась не только структура
налогов, но и их общая сумма. Совокупные налоговые поступления в 1902 г.
составили лишь 8% суммы доходов (ВНП). Сегодня же они составляют более 30%.
Конечно, в то время правительство делало гораздо меньше. Из небольшой величины
тогдашнего бюджета на оборону и пособия для ветеранов направлялось существенно
больше половины всей суммы; лишь малая часть шла на социальные нужды.
Налог на добавленную стоимость
В Соединенных Штатах не
практикуется налог на добавленную стоимость, являющийся важным источником
государственных доходов во многих странах, особенно европейских. Налог на
добавленную стоимость эквивалентен обычному налогу на розничную торговлю,
взимаемому по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на
добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства. Сумма, подлежащая
налогообложению на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет всего
лишь добавленную стоимость, т.е. равна цене продажи за вычетом затрат на
покупку факторов производства. Таким образом, производитель автомобилей,
который покупает сталь и покрышки у других фирм, платит налог на добавленную
стоимость, которым облагается стоимость проданных автомобилей за вычетом
стоимости закупленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма,
торгующая автомобилями в розницу, платит в свою очередь налог со стоимости
своих продаж, уменьшенной на сумму, выплаченную производителю этих
автомобилей. Складывая собранные на каждой стадии налоги, легко увидеть, что
итоговая сумма налога на добавленную стоимость представляет собой не что иное,
как налог непосредственно на розничную торговлю.
|