Доля слу-
 

жащих с

высшим

образ.,

%

Уд. вес

экономи-

ческого

образ.,

%

Всего гос.

служащих, в т. ч.

 

59

 

33

 

25

 

25

 

56

 

76

 - руководитель ин-

спекции и его замес-

тители;

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

-

 

 

100

 

 

100

 - руководители от-

делов и их замести-

тели;

 

 

4

 

 

4

 

 

2

 

 

-

 

 

100

 

 

50

 - главные инспекторы;

13

9

8

4

69

89

 - старшие инспекторы;

32

15

10

16

47

67

- инспекторы

7

2

2

5

29

100

 

      Примечание. Источник: собственная разработка [54].

Контрольную работу в инспекции осуществляют три основных отдела:

- отдел предварительного контроля, учета и взыскания платежей;

- отдел контроля за налогообложением юридических лиц;

- отдел контроля за налогообложением физических лиц, индивидуальных предпринимателей, декларированием доходов и имущества.

     По состоянию на 01.01.2003 г., на учете в ИМНС по N-скому району состоит 28193 налогоплательщика, в том числе 475 юридических лиц (1,7% от общего числа), 1407 индивидуальных предпринимателей (5,1%) и 26311 физических лиц (93,2%) [50].

     Удельный вес плательщиков-предприятий государственного сектора составляет 34,1%, на негосударственные юридические лица приходится 65,9%. Среди юридических лиц государственной формы собственности наибольшую долю занимают унитарные предприятия – 44%. Учреждения и акционерные общества составляют соответственно 29% и 12%.

    В негосударственном секторе значителен удельный вес индивидуальных предпринимателей – 62%.

    Таким образом выглядит структура налогоплательщиков по состоянию на начало текущего года.

     Анализируя структуру налоговых платежей в районе, можно отметить, что здесь наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость. Велика также и доля платежей в государственные целевые бюджетные фонды, производимые от выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также налогов на фонд оплаты труда. В связи с наличием в районе предприятия по производству алкогольной продукции значительное место в структуре налоговых доходов занимают акцизы (4,4%). Налог на прибыль предприятий составляет 5,2%. При таком количестве плательщиков-предприятий это довольно низкий показатель. Данное обстоятельство связано с низкой рентабельностью и убыточностью многих предприятий района.

     Обратимся к анализу контрольной работы инспекции за два предыдущих года. Для оценки деятельности ИМНС в области налогового контроля целесообразно рассмотреть соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты контрольной работы инспекции. Основой для анализа здесь являются отчеты формы 2-Н и приложения к ним.

     В 2001 году инспекцией осуществлялся ряд мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, снижению или недопущению роста задолженности по каждому плательщику. С этой целью работниками инспекции проводилась методологическая и консультационная работа с налогоплательщиками. Так, за год было проведено 16 семинаров-совещаний, опубликовано в печати 25 статей, по местному радио прозвучало 2 выступления. В отделах инспекции с целью более глубокого изучения налогового законодательства и практических методов работы проводилась экономическая учеба и производственные совещания [60, с. 1].

     Результаты контрольной работы инспекции в 2001 году отражены в Приложении 2.  По предприятиям государственного сектора проверено более половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений у проверенных плательщиков – 91,5%. В негосударственном секторе в отношении налоговых проверок охвату подлежала меньшая часть плательщиков, и процент нарушителей законодательства о налогах и сборах оказался несколько ниже – 82,1%. То есть, в целом, результативность проверок в плане выявления нарушений достаточно высока. Это свидетельствует не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых инспекторов, осуществляющих проверки.

     В результате проводимой работы в 2001 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 562609,8 тыс. руб., в том числе по негосударственному сектору 58164,5 тыс. руб. и по государственному сектору 504445,3 тыс. руб. [48].

     Взыскано за 2001 год по результатам проверок 277205,5 тыс. руб., в том числе финансовых санкций 157235,6 тыс. руб. Процент взыскания к доначислениям  с учетом остатков невзысканных сумм и освобождения от финансовых санкций составил 76,0%. К сожалению, среди аналогичных данных по остальным ИМНС M-ской области это далеко не самый высокий показатель. Необходимо отметить, что проблема взыскания задолженности является одной из самых сложных для инспекции в настоящее время. Анализируя данные Приложения 2, можно сказать, что более высокий процент взыскания отмечался среди плательщиков негосударственного сектора. Также важным является тот факт, что в общей сумме взысканных платежей львиная доля (91,4%) приходится на юридические лица. То есть на данной категории плательщиков базируется не только поступление текущих налоговых платежей в бюджет, но и основной объем доначислений и взысканий по итогам мероприятий налогового контроля.

     За 2001 год за нарушение налогового законодательства составлено 489 протоколов об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 189 граждан, прекращено делопроизводством 197, в том числе по юридическим лицам составлено протоколов 215, привлечено к ответственности 88 человек [60, с. 2].  

     Общая сумма штрафов по делам об административной ответственности составила 6321,3 тыс. руб., по которой взыскано 6098,0 тыс. руб., или 96,5% [60, с. 2].

     В 2001 году консолидированный бюджет выполнен инспекцией на 85,6% к плану. Задолженность по платежам в бюджет составила 247571,8 тыс. руб. [52], по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается некоторое ее снижение. Задолженность составила 1,0% к плану поступлений в бюджет. В разрезе министерств наибольшая недоимка имеется у Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

     Отделом контроля за налогообложением юридических лиц за 2001 г. проведены налоговые проверки у 119 плательщиков, из которых у 109 установлены нарушения. В итоге было взыскано с учетом сальдо на начало года 182,7 млн. руб.

     Значительный вклад в контрольную работу инспекции был внесен отделом предварительного контроля, учета и взыскания платежей в процессе принятия расчетов, проведения проверок  изучения причин образования недоимки, а также в процессе контроля за своевременностью поступления авансовых платежей. В результате за год отделом составлен 381 акт и доначислено санкций на сумму 202774,1 тыс. руб. Необходимо отметить, что несколько лет назад в отделе был создан сектор информационно-аналитической работы, который постоянно осуществляет как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и контроль динамики поступлений по каждому виду налоговых платежей [62, с. 7]. Это несколько увеличило роль отдела в контрольной работе инспекции.

     Отделом контроля за налогообложением физических лиц за анализируемый период было проведено 759 проверок у 543 плательщиков. 353 проверки были проведены у 227 индивидуальных предпринимателей, из которых у 137 установлены нарушения налогового законодательства. В итоге отделом было доначислено 20890,6 тыс. руб. финансовых санкций. Основными нарушениями здесь являлись факты непредоставления налоговых деклараций, занижение налогооблагаемой базы, неправильное определение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость [60, с. 3].

    Постоянно в течение года отделом проводилась работа по выявлению граждан, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

    Анализируя работу инспекции в 2001 году, необходимо также отметить, что удельный вес доначисленных сумм ИМНС по N-скому району в общей сумме доначислений в области составил свыше семи процентов [2, с. 1]. Аналогичный показатель выше только у ИМНС по K-скому району, ИМНС по L-скому району, а также инспекции по г.М. То есть на фоне области итоги работы инспекции выглядят более чем достойно.

     Что касается контрольной деятельности инспекции в 2002 году, то и в этом периоде ИМНС проводила определенную работу с плательщиками по поводу разъяснения налогового законодательства с целью укрепления налоговой дисциплины, выполнения плана по доходам, сокращению роста недоимки. Было проведено 11 семинаров-совещаний, 16 занятий в учебных заведениях [61, с. 1].

     Основная цель была достигнута: план доходов и поступлений по консолидированному бюджету в 2002 году выполнен на 101,4%, в отличие от предыдущего года. Однако при этом отмечается рост задолженности, которая по состоянию на начало 2003 года составила к плану консолидированного бюджета 1,6%, что на 0,6 процентных пункта выше, чем в 2001 году.

     Итоги контрольной работы инспекции в 2002 году отражены в Приложении 3. Процент проверенных плательщиков несколько ниже, чем в предыдущем году. В целом, доля нарушений законодательства остается стабильно высокой. Процент взыскания доначисленных сумм с учетом остатков на начало года и освобождением от санкций составил 66,1%, в том числе по государственному сектору 87,1 [61, с. 1].

     В таблице 2 представлены сведения, позволяющие сравнить основные итоги контрольной работы ИМНС за два анализируемых года. Как видно из таблицы, произошло определенное снижение процента нарушений в целом по всем плательщикам, а также по государственному и негосударственному секторам. Это можно отчасти объяснить некоторым улучшением налоговой дисциплины

Таблица 2. Изменение основных показателей контрольной работы ИМНС

по N-скому району в 2002 году по отношению к 2001 году

Виды налогоплательщиков

Темп из-

Темп измене-

Темп измене-

 

менения

ния доначис-

ния процента

 

доли на-

ленных сумм

взыскания,

 

рушений, %

на 1 СХ, %

%

1. Государственный сектор

 

 

 

1.1 Предприятия с 100 %

 

 

 

гос. собственностью

-5,9

21

1

1.2 Акционерные

 

 

 

предприятия

0

4,2

22,3

1.3 Бюджетные учреждения

30

332,7

0,6

1.4 Совхозы

0

-43,7

14740

1.5 Колхозы

0

-83

-61,5

1.6 Предприятия

 

 

 

потребкооперации

0

17385,3

0

1.7 Прочие плательщики

0

-80,5

0

Итого по гос. сектору

-8,1

225,7

16,6

2. Негосударственный

 

 

 

сектор

 

 

 

2.1 Банки

0

-42,4

0

2.2 Коммерческие структкры

-4,3

245,8

1,4

2.3 Общественные

 

 

 

организации

-23,7

-61

0

2.4 Предприниматели

0,7

121,1

41,4

2.5 Прочие плательщики

-18,9

1495,6

-75,2

Итого по негос. сектору

-5,1

355,7

-55

3. Физические лица

 

 

 

Всего

-5,9

201,5

-13

в т. ч. юридические лица

-5,6

273,3

-16,3

 

     Примечание. Источник: собственная разработка [64; 65].

среди плательщиков в 2002 году.  В то же время отмечается снижение процента взыскания в целом с 76,0% до 66,1% на фоне роста его по государственному сектору и снижения по негосударственному сектору. Таким образом, проблема взыскания допричисленных сумм становится еще более актуальной. Что касается ситуации с доначисленными платежами, то отмечается весьма внушительный рост в 2002 году доли доначислений, приходящихся на одного субъекта хозяйствования.

    Естественно, при учете темпов инфляции такой рост оказывается меньше, но он имеется, что свидетельствует в пользу некоторого повышения эффективности налоговых проверок в 2002 году.

     За нарушение налогового законодательства составлено 473 протокола об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 220 граждан (что на 31 человек больше, чем в 2001 году).  Из общего числа составленных протоколов 249 по юридическим лицам, по которым привлечено к ответственности 127 человек [61, с. 2].

    По данным отчетности, в 2002 году было проведено 1499 налоговых проверок, из которых 155 камеральных, 356 выездных и 988 рейдовых [69]. Вообще, в анализируемом периоде наиболее эффективными оказались именно рейдовые мероприятия: по их итогам работниками отдела контроля за налогообложением физических лиц доначислено в бюджет 9071,9 тыс. руб. Основные доначисления пришлись на предпринимателей, уплачивающих единый налог.

     На рис. 1 показано долевое соотношение видов проверок, проведенных инспекцией в 2002 году.

 

Рис. 1 Структура налоговых проверок, проведенных в 2002 году

ИМНС по N-скому району

          Примечание. Источник: собственная разработка [69].

     Как видно из диаграммы, на долю рейдовых мероприятий приходится свыше половины проверок. Это объясняется большим количеством налогоплательщиков-предпринимателей и иных физических лиц. Среди данной категории плательщиков наблюдается устойчиво низкая налоговая дисциплина, особенно в последнее время. Поэтому необходим весьма жесткий контроль за соблюдением ими законодательства о налогах и предпринимательстве. В этой связи, как показывает ситуация, достаточно эффективны рейдовые проверки. Такая результативность определяется прежде всего внезапностью.

      Из таблицы 3, показывающей в обобщенном виде результаты налоговых проверок в 2002 году, видно,   что  процент  выявления  нарушений  при  рейдах

значительно выше, чем при выездных.

 

     Таблица 3. Результаты налоговых проверок инспекции в 2002 году

Вид проверки

Кол-во

прове-

денных

проверок

Кол-во

прове-

рок с

наруше-

ниями

Доля про-

верок с

наруше-

ниями, %

Доначис-

лено по

итогам про-

верок, тыс.

руб.

Взыскано

по итогам

проверок,

тыс. руб.

 

Процент

взыска-

ния, %

Камеральные

155

154

99,4

25371,1

37392,1

147,4

Выездные

356

236

66,3

1732187,8

393654,2

22,7

Рейдовые

988

705

71,4

16845,8

12983

77,1

Всего

1499

1095

73

1774404,7

444029,3

25

 

   Примечание. Источник: собственная разработка.  [69]

Практически у каждого предпринимателя, занимающегося деятельностью, связанной с приемом наличных денежных средств, имеются нарушения, которые он чаще всего не скроет (отчасти в силу внезапности проверки). Субъект же хозяйствования при выездной проверке (особенно плановой) имеет возможность так или иначе избежать выявления нарушений, тем более что по новому законодательству налоговики не имеют права производить досмотр находящихся у плательщика вещей, документов, транспортных средств. Процент взыскания доначисленных сумм (без учета сальдо на начало периода) у рейдовых мероприятий также выше. Однако в общей сумме взысканных платежей (также, как и доначисленных) наибольший удельный вес занимают суммы, взысканные по итогам выездных проверок. Естественно, это логично, поскольку документально проверяются в основном крупные и наиболее перспективные в плане возможных нарушений (что выясняется по итогам предварительного контроля) налогоплательщики. Понятно, что здесь ключевое значение имеет правильный выбор таких плательщиков, поскольку наибольшие издержки инспекция несет именно по выездным проверкам и необходимо их оправдывать.

     В таблице 4 приведены данные, отражающие вклад каждого из отделов ИМНС по N-скому району в суммах доначисленных налоговых платежей за два анализируемых года.

 

  Таблица 4. Результаты контрольной работы ИМНС по N-скому району

   в разрезе отделов  

<\/a>") //-->

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.