|
тлрн.
Руб.
|
% к
общей
å воен.расх
ных расходов
|
Закупки
вооружений и военной техники
Научно-исследовательские работы
Капитальное строительство
Пенсии военнослужащим
Содержание вооруженных сил
Прочие военные расходы
|
13,0
6,5
7,6
9,9
41,0
2,0
80,1
|
16
8
10
12
50
4
100
|
Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание Вооруженных
Сил. На 1 января 1996 г. штатная численность Вооруженных Сил РФ составляла
2069,9 тыс., в том
числе 1469,9 тыс. — военнослужащих и 600,0 тыс. — гражданского персонала.
Недостаточные средства — 2,8% от общей суммы расходов федерального
бюджета -— на 1996 г. выделяется на фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу.
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым
операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей,
уплату членских взносов в
международные организации и др.).
Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием
федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти,
с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.
Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных
конфликтов.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по
погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к общему
объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13%
к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по
государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга.
Верхний предел внутреннего долга РФ на конец декабря 1996 г. установлен в сумме
316,0 трлн. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере
124,1 млрд. долл. США.
• Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, к основным принципам которого относятся:
достижение максимального эффекта
при минимуме затрат;
целевой характер использования
бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных
показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
безвозвратность бюджетных
ассигнований.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время
все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд.
Проценты по таким ссудам
либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные
ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение
целевых программ развития. Так, в 1996 г. такие ссуды должны быть предоставлены
на финансирование: расходов на формирование федеральных продовольственных
фондов; расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной
продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной
аренды (лизинга); части расходов на инвестиционные программы конверсии
оборонной промышленности и др.
В области расходов бюджета до сих пор имеют
место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно
эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных
средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной
политики.
Не организовано на должном уровне
перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.
Продолжается списание долгов в аграрном секторе.
• Основные
задачи в области государственных расходов:
сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию
средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
снизить расходы на содержание государственного
аппарата;
продолжить
децентрализацию инвестиционного процесса,
расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
повысить
эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный
комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и
перспективных научно-исследовательских работах;
снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
усилить контроль за использованием бюджетных
средств;
обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование.
|