Экономическое содержание расходов на социальные  цели
 

 

Расходы бюджета

, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.  Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.д.

В расходы бюджета включаются затраты на финансирование народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и правоохранительных органов и др. Разумеется, расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).

 В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера

— важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве.  Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя лич­ные потребности людей, являются важнейшим фактором вос­производства рабочей силы и интенсификации производства.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сфе­ры обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетно­му обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в на­туральном, так и в денежном исчислении. Например, законода­тельством определено, что для системы образования государствен­ный заказ должен включать такие параметры, как контингент обу­чаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной полити­ки на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В основе социальных гарантий ле­жит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Едино­образие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной), сферы; гарантируется одинаковый объ­ем и качество медицинского обслуживания, образования; фикси­руется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию феде­ральной стратегической линии социальной защиты населения.

Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения. Например, одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. 

Рассмотрим классификацию расходов бюджета на социальные цели. Для этого используем функциональную классификацию расходов бюджета. К расходам на социальные цели относятся пять разделов этой классификации:

·        Образование (код – 1400)

·        Культура и искусство. Кинематография (код – 1500)

·        СМИ (код – 1600)

·        Здравоохранение и физическая культура (код – 1700)

·        Социальная политика (код – 1800)

Каждый из разделов функциональной классификации делится на соответствующие подразделы. Так, например, раздел «Образование» (код –1400) имеет 8 подразделов:

·        Дошкольное образование (код – 1401)

·        Общее образование (код – 1402)

·        Начальное профессиональное образование (код – 1403)

·        Среднее профессиональное образование (код 1404)

·        Переподготовка и повышение квалификации (код – 1405)

·        Высшее профессиональное образование (код – 1406)

·        Разработки и исследования в области образования (код – 1407)

·        Прочие расходы в области образования (код – 1408) ( См. Приложение 2

)

Внутри каждого из разделов предусмотрено распределение расходов по видам и целевым статьям, показывающим тип учреждения. Так, например, раздел «Образование» (код – 1400), подраздел «Общее образование» (код – 1402) будет иметь следующие целевые статьи:

·        Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние, средние

·        Специальные школы

·        Вечерние и заочные средние общеобразовательные школы

·        Школы-интернаты

·        Учреждения по внешкольной работе с детьми

·        Детские дома

Виды расходов в свою очередь делятся на экономические статьи. Технология распреде­ления расходов на экономические статьи, показывающие вид фи­нансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от эконо­мического содержания, делятся на текущие и капитальные. Теку­щие расходы объединены в две группы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобрете­ние предметов снабжения и расходных материалов (канцеляр­ских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, про­дуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных ус­луг с выделением расходов на электрическую, тепловую энер­гию, газ, водоснабжение, прочие услуги.

Из второй группы расходов наиболее значимы такие трансфер­ты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных де­нег взамен питания, компенсационные выплаты учителям на при­обретение книгоиздательской продукции, пособия на опекаемых детей и т.п. К капитальным расходам относятся капитальные вло­жения в основные фонды: приобретение оборудования и предме­тов длительного пользования, новое строительство, капитальный ремонт.

Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финан­сирующих и административных органов за их целевым использо­ванием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообраз­ных по своему характеру расходов по экономическим статьям осу­ществляет государственный орган управления в пределах выде­ленных по бюджету средств на календарный финансовый год.

( См. Приложение 3

– на примере Социальной политики в 2001 году)

Рассмотрим структуру расходов бюджета на социальные цели за 2001-2003 годы. Доля этих расходов в Федеральном Бюджете неодинакова, она составила 16% в 2001 году, 29% - в 2002 и 13%- в 2003. Традиционно, наибольший вес имеют расходы на социальную политику: 9% всего Федерального Бюджета в 2001 году, 22% - в 2002 и 6% в 2003, а также на образование – около 4% в период с 2001-2003 г. Наименьшая доля у расходов на культуру и искусство и СМИ – около 1%.

Непосредственно в расходах на социальные цели наибольший вес также у расходов на социальную политику: 56% в 2001 году, 76% - в 2002 году и 48% в 2003%; образование – 25% в 2001 году, 14% в 2002 году и 31% в 2003; здравоохранение – 12% - в 2001 году, 6% в 2002 и 13% в 2003. Расходы на культуру, СМИ также составляют ничтожную долю всех расходов на социальные цели и колеблются от 2 до 4% .

В бюджете на 2003 год виден рост расходов по всем статьям расходов на социальные цели за счет снижения расходов на социальную политику. Так расходы на здравоохранение в 2003 году составят 13%, на образование –31%, по сравнению с 6 и 14% в 2002 году. ( См. Приложение 1

).

За годы экономических и социальных реформ произошли принципиальные изменения в составе и структуре источников финансирования социально-культурной сферы. Помимо бюджетных ассигнований используются внебюджетные источники, в том числе и средства населения. При этом доля бюджета снижается. Так ассигнования из бюджетов всех уровней  на социально-культурные мероприятия в 1997 году составляли 32,2% к общему объему бюджета РФ, в 2000 – 21,8%.

Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты несут на себе всю массу расходов на социальные цели, и просто вынуждены быть социально-ориентированными.  Например, в 2002 году в приоритетном порядке финансировались расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы в Тверской области. На эти цели было направлено 93,2% расходов бюджета области.

      Статистика

      Наши партнеры

      Интересные факты

      Причины существования монополий
      Есть несколько причин существования монополий.
      Способы взимания налогов
      В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
      Сущность налогов
      В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

      О проекте

      В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.