Государственная и муниципальная собственность на землю водного транспорта
 

Статьи 7, 87-97 ЗК РФ предусматривают отдельную категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. В рамках этой довольно разнородной категории есть и отдельный по своему правовому режиму вид земель транспорта, в частности внутреннего водного (ст. 90 ЗК РФ).

Правовой режим береговой полосы в пределах внутренних водных путей определяется п. 4 ст. 90 ЗК РФ, ст. 10 КВВТ РФ и ст. 20 Водного кодекса РФ (касательно "бечевника вдоль берегов водных объектов").

Правовой режим земельных участков (в том числе береговой полосы), предоставляемых организациям внутреннего водного транспорта, установлен в ст. 90 ЗК РФ и ст. 10 КВВТ. Это земли портов, пристаней, причалов, гаваней, затонов, вокзалов, павильонов, судоходных каналов и гидротехнических сооружений, береговых сооружений и насаждений, объектов обслуживания (базы, заводы, верфи, службы, жилые помещения и объекты социально-культурного назначения), т.е. земли, расположенные в основном за пределами береговой полосы, предоставляемые во владение (пользование) организаций транспорта на различных условиях: права постоянного (бессрочного) пользования, кратковременного пользования, аренды, собственности (для частных организаций), сервитута.

Если необходимо, организациям внутреннего водного транспорта могут предоставляться участки земель и других категорий: сельскохозяйственного назначения (на случаи устранения аварий на транспорте, при строительстве временных сооружений и т.п.); лесного фонда (например, при необходимости устройства береговых средств навигационного оборудования и прокладки для этих целей просек); водного фонда, если участки, нужные речному транспорту, располагаются за пределами или в пределах внутренних водных путей.

Согласно ст. 10 КВВТ РФ правовой режим береговой полосы не применяется: на землях городских поселений. При необходимости использования прибрежных участков в городе применяются нормы Градостроительного и Земельного кодексов, регулирующие порядок, условия предоставления и использования земли для государственных и муниципальных нужд; на особо охраняемых природных территориях предоставление земельных участков может осуществляться с соблюдением норм, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (1); на других землях, где располагаются гидротехнические, мелиоративные и иные сооружения и объекты, требующие особого режима охраны.

В правовом режиме названных видов землепользования имеются принципиальные различия. Участки береговой полосы относятся к землям общего пользования (ст. 20 Водного кодекса РФ). Доступом к их использованию обладают и другие организации (предприятия), а также граждане. Что касается участков за пределами береговой полосы, предоставляемых водникам, то они используются ими для своих нужд на общих основаниях, установленных земельным законодательством. Режим их использования во многом зависит от той категории земель, где организации транспорта осуществляют свою деятельность (земли города, лесного фонда, земли транспорта и т.д.).

Если береговая полоса находится в пределах внутренних водных путей, правовой режим ее использования осложняется условиями, предусмотренными ст. 10 КВВТ РФ. Эта часть береговой полосы может быть исключена из участков общего пользования (ст. 21 ВК РФ). Организации водного транспорта могут допустить на "свои" участки береговой полосы других пользователей, а могут и отказать в этом на законных основаниях (например, если на территории данного участка расположены специальные гидротехнические сооружения).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.