Функции налогов
 

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляет­ся в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия на­логов па развитие общества и государства. Функции налогов яв­ляются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения го­сударственных доходов.

; Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относитель­ное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необхо­димых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается раци­ональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вред­ных производств. Посредством налогов государство решает эко­номические, социальные и другие общественные проблемы.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функ­ции, каждая из которых реализует то или иное практическое на­значение налогов.

(приложение 2)

Фискальная функция

(от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обес­печивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирова­ние доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств произ­водится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддерж­ку внешней политики и безопасности, на административно-управ­ленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизвод­ства. За счет фискальной функции налогов достигается перерас­пределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социаль­ном разрезах.

Социальная функция реализуется через систему особых меро­приятий, направленных на вмешательство государства в ход эко­номического и социального развития общества, в частности с по­мощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различ­ными категориями населения. Примерами реализации распреде­лительной (социальной) функции являются: прогрессивная шка­ла налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скид­ки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция налогов проявляется через систему осо­бых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вме­шательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потреб­ление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производи­телей;

дестимулирующая подфункция имеет цель — через повыше­ние ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повы­сить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

воспроизводственная подфункция предназначена для аккуму­ляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свой­ства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санк­ции есть проявление контрольной функции налогов, ибо пере­распределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогооб­ложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать свое­временность и полноту поступления в бюджет налоговых плате­жей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость рефор­мирования налоговой системы и бюджетной политики.

Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и I степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а ре­гулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономичес­ких интересов налогоплательщиков. [2, стр 27-31]

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.