Единый социальный налог.
 

В настоящее время российская система социальных налогов состоит из:

единого социального налоги (ЕСН), который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования.

С нача­ла 2002 г. согласно Федеральному закону от 15.12.01 № 167-ФЗ все налогоплательщики данного налога становятся также плательщика­ми страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ — 14%;

страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профзаболеваний — тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.

Единый социальный налог введен в действие с 1 января 2001 г. Это налог заменил собой взносы непосредственно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязатель­ного медицинского страхования РФ. Следовательно, с введени­ем ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кро­ме фонда занятости населения) не ликвидируются. Для них устанавливается единая налоговая база — выплаты и вознаграж­дения, начисленные в пользу физических лиц.

Назначение ЕСН — мобилизация средств для реализации пра­ва граждан на государственное пенсионное и социальное обеспе­чение (страхование) и медицинскую помощь (ст. 234 Кодекса). Но ' теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штра­фов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

По сравнению с предыдущим периодом сокращению подверг­ся тариф в Фонд социального страхования с 5,4 до 4,0%, В целом шкала ЕСН стала регрессивной: чем выше средняя заработная плата на предприятии, тем меньше налогоплательщик отчисляет в социальные фонды. Регрессия социального налога составляет от 35,6 до 2%. Поэтому становится выгоднее зарабатывать большие деньги и показывать свои доходы для налогообложения.

Особо следует отметить, что порядок расходования средств указанных фондов, а также иные условия, связанные с использо­ванием этих средств, устанавливаются законодательством РФ. Другими словами, за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и меди­цинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности ис­числения и уплаты взносов на обязательное социальное страхова­ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в фонд обязательного медицинского страхования.

По сравнению с ранее установленным порядком законодатель­ство расширило круг плательщиков налога. В их число вошли физические лица, выступающие в качестве работодателей и ис­пользующие наемный труд.

В качестве налогоплательщиков признаются (ст. 235 Кодекса):

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

* организации;

* индивидуальные предприниматели;

* физические лица, не признаваемые индивидуальными пред­принимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В настоящее время действует норма, в соответствии с которой, если налогоплательщик относится к нескольким категориям нало­гоплательщиков, он признается отдельным плательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Так, налогоплательщики являются плательщика­ми ЕСН как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников. [2, стр 278-280]

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.