Политические причины
 

Следует заметить, что речь может вестись лишь о тех средствах, которые не были незаконно получены, но были незаконно удержаны, т.е. не уплачены в качестве налога. Проектом постановления об амнистии предполагается, что по незадекларированным средствам в период действия амнистии возбуждение уголовных дел производится на общих основаниях. Означает ли это, что если то или иное лицо заявило о нахождении у него имущества, не указав при этом, как оно приобретено, уголовное дело против него возбуждаться не должно? А если затем выяснится, что задекларированное имущество похищено либо получено в качестве взятки, то почему вор и взяточник не должен нести ответственность за преступление, в результате которого незаконно обогатился? Интересная мысль высказывается в отношении физических лиц, заявивших о наличии у них имущества, полученного не установленным путем: они в полном объеме выполняют налоговые обязательства, установленные законодательством, а также на три года кредитуют Правительство России двадцатью процентами суммы заявленного имущества посредством помещения этих 20% на счет в уполномоченном банке.

А вот еще некоторые возможные положительные моменты проведения амнистии:

q добровольно возвращается значительная часть средств обществу и государству;

q ограничение теневой экономики не подлежит чисто административному регулированию, эта область регулируется только экономическими методами;

q легализация неофициальных доходов граждан способствует увеличению доходной части бюджета и инвестиций в экономику.

Все понимают, что необходимость принятия такого нормативного акта об амнистии назрела, но возникает слишком много вопросов ввиду неопределенности и двойственности применения амнистии. Прежде чем принять решение по этому вопросу необходимо взвесить все «за» и «против», принять во внимание как моральные, так и политические аспекты, определить экономический эффект, попытаться спрогнозировать последствия. В 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О проведении налоговой амнистии в 1993 году». Согласно ст. 2 этого Указа, предприятия, учреждения, организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и объявившие до 30.11.1993 г. включительно о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах за 1993 г. и предшествующие годы и внесшие их в бюджет в полном объеме, освобождаются от применения санкций. Указом Президента РФ от 21.07.1995 г. № 746 настоящий Указ признан утратившим силу, но интересно было бы узнать экономический эффект от его действия.

Мнение о том, что деньги, пусть и «грязные», должны быть инвестированы в экономику страны и тем самым способствовать ее процветанию, вызывает ряд сомнений. Во-первых, где гарантии, что легализованные доходы обязательно будут инвестированы в российскую экономику? И, во-вторых, допуска преступно нажитые доходы в легальный сектор экономики, мы тем самым способствуем укреплению позиций их владельцев, а, в конечном счете, – криминализации государства в целом.

Мировым сообществом уже накоплен определенный опыт в сфере противодействия легализации преступных доходов. С 80-десятых годов прошлого века эта проблема приобрела международное значение. Особо опасный характер указанной деятельности объясняется ее тесной связью с такими криминальными явлениями, как организованная преступность, незаконное производство, торговля наркотиками, международный терроризм, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, оружия, незаконная банковская деятельность, незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, таможенных и иных платежей. Международное сообщество стало принимать первые шаги, направленные на координацию усилий по борьбе с легализацией (отмыванием) именно преступных доходов.

Так, 20 декабря 1988 г. принята Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», которая позволила устранить принцип соблюдения банковской тайны как причину для отказа предоставить информацию о движении денег. По состоянию на 1 января 1996 г. участниками данной Конвенции были 122 государства (в том числе СССР) и их число продолжает расти.

Перейти на страницу: 1 2 3

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.