Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.
 

Многие ученые и практики выделяют принцип эффек­тивности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных об­щей идеологией эффективности:

– налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи­ческих решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;

– налоговая система должна содействовать проведению поли­тики стабилизации и развитию экономики страны;

– не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, кото­рые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (ра­бот, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничи­вать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

– налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться реги­ональные либо местные налоги для формирования доходов какого–либо субъекта Федерации или муниципального об­разования в стране, если их уплата переносится на налого­плательщиков других субъектов Федерации или муници­пальных образований;

– налоговая система не должна допускать произвольного тол­кования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплатель­щик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допус­каться толкование закона о налоге налоговым чиновником;

– максимальная эффективность каждого конкретного нало­га, выражаемая в низких издержках государства и обще­ства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управле­нию налоговой системой и соблюдению налогового зако­нодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.

Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требо­ваниями: налоговая система должна предъявлять одинаковые требо­вания к эффективности хозяйствования конкретного на­логоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установле­ние дополнительных налогов, повышенных либо диффе­ренцированных ставок налогов или налоговых льгот в за­висимости от форм собственности, организационно–право­вой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно приме­няться исходя из политических, экономических, этничес­ких, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образова­ния дохода или объекта обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налого­вый период.

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ста­вок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что на­логовые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.

Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко используется и принцип дифференциации ставок, в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуаль­ных ставок налогообложения так же, как и введение макси­мальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщи­ка свертывать экономическую деятельность.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и име­ет в виду, что каждый орган власти (федеральный, регио­нальный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ста­вок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюд­жеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.

Перейти на страницу: 1 2 3

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.