Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы Российской Федерации
 

- ослабление общего налогового бремени на законопослуш­ных налогоплательщиков путем более равномерного рас­пределения налоговой нагрузки на всех налогоплатель­щиков, продолжения курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и об­легчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые пра­вонарушения и улучшение налогового администрирования;

- упрощение налоговой системы за счет установления исчер­пывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации, действующих режимов исчисления и порядка уплаты раз­личных налогов и сборов;

- обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для нало­гоплательщиков на длительный период.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью карди­нально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преоб­разование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это озна­чает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие на­логи), формирующие основу российской налоговой систе­мы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в раз­вивающихся государствах, в различных экономических ре­жимах, здесь они показали свою достаточно высокую эф­фективность, за годы экономических реформ к ним адапти­ровались российские налогоплательщики.

Какие же принципиальные изменения внесены в налого­вое законодательство России с принятием Налогового ко­декса?

В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов налогов и сборов. При этом важно под­черкнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного са­моуправления не имеет права ввести ни одного налога, не пре­дусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предус­мотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на огра­ниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачи­ваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе пе­речень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добы­чи углеводородов, который возникает при достижении опре­деленного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.

Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена предусмотренного в перечне налога на воспро­изводство минерально–сырьевой базы.

Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный налог решениями законодательных органов субъектов Федерации постепенно будут заменяться единым налогом – на недвижимость.

Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему налогов с качественной стороны, то здесь также мож­но обнаружить достаточно много позитивных изменений. Упо­рядочение налогообложения в первую очередь связано с от­меной действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее территории товаров и услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.