Организация налоговой службы в Республике Беларусь
 

Помимо непосредственно государственной налоговой службы, налоговый контроль в республике осуществляет Комитет государственного контроля. В его компетенцию входит контроль за соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных фондов.

Министерство финансов Республики Беларусь в определенной степени также контролирует сферу налогообложения. В Положении о Министерстве финансов за ним закреплена функция осуществления контроля за доходной частью бюджета.

Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля занимается проведением дознания и предварительного следствия по делам о налоговых нарушениях, а также разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах.

Еще один орган, в компетенцию которого входит налоговый контроль—это Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения. Он реализует контрольные мероприятия по проверке правильности исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров на таможенную территорию республики и их вывозе за границу.

Кроме специалистов органов Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, финансовых органов, ведомственных контролеров—специалистов контрольно-ревизионных управлений министерств, работников бухгалтерии, финансового отдела и других служб предприятия, в Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют также независимые аудиторы по договорам на платной основе.

Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля.

Итак, органы, осуществляющие налоговый контроль, имеют право;

- проверять в пределах своей компетенции юридических и физических лиц, являющихся налогоплательщиками;

- требовать предъявления всех необходимых для проведения налоговой проверки первичных бухгалтерских и иных документов, приказов, деловой переписки, отчетности и т. д.;

- делать запросы, проводить встречные проверки;

- требовать, в случаях необходимости документального подтверждения нарушения, заверенные копии и выписки из документов;

- получать от работников проверяемого объекта письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

- осматривать при исполнении служебных обязанностей территорию проверяемого объекта, его производственные помещения, склады, иные помещения, используемые для извлечения дохода, в случаях необходимости опечатывать их;

- ставить вопросы о привлечении виновных к ответственности и возмещении ущерба;

- передавать материалы проверки в судебные органы [36, с. 127].

Вышеперечисленные права являются общими для всех контролирующих органов. Кроме них органы, осуществляющие налоговый контроль, могут обладать и некоторыми специфическими правами, присущими только им. Так, например, налоговые органы имеют право приостанавливать полностью или частично операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в банках, право в бесспорном порядке взыскивать платежи, недоимки, финансовые санкции. Таможенные органы наделены правом бесспорного списания своевременно не уплаченного налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам с применением финансовых санкций в соответствии с Законом Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь” [36, с. 127]. Также в целях усиления налогового контроля и повышения ответственности налогоплательщиков Комитет госконтроля имеет право налагать достаточно большие штрафы на руководителей и главных бухгалтеров в случаях уничтожения бухгалтерских и других документов в нарушение установленных сроков.

Кроме прав, у органов, осуществляющих налоговый контроль, естественно, имеются и определенные обязанности. Специалисты соответствующих органов обязаны:

- соблюдать Конституцию Республики Беларусь, налоговое, бюджетное, финансовое законодательство, иные нормативные акты, действующие на территории Республики Беларусь;

- не допускать противоправных действий при проведении контрольных мероприятий;

- сохранять установленную законодательством коммерческую тайну, тайну вкладов, переписки, а также соблюдать правила хранения информации. Использовать сведения о налогоплательщиках в служебных целях;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.