Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
 

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 1.3.1).

Рис. 1.3.1 - Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

- разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

- заключение договоров;

- принятие государственных инвестиционных программ;

- система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

2. К административным инструментам относят:

- регистрация;

- лицензирование;

- квотирование;

- применение системы санкций и ограничений;

- разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

- введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

- согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

- управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

- прямая (финансами, гарантиями);

- косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

- стимулирующий характер механизма изъятия;

- инвестиционные и реинвестиционные скидки;

- продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

- государственные закупки;

- государственное потребление;

- защита инвестиций;

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

- доходные статьи бюджета;

- расходные статьи бюджета;

- специальные налоговые режимы;

- дифференциация налоговых ставок;

- освобождение от налогов;

- налоговые льготы;

- экспортные и импортные пошлины и сборы;

- дотации, субсидии, субвенции;

- амортизационная политика.

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

- регулирование эмиссии общей денежной массы;

- установление предельных ставок банковского ссудного процента;

- льготные займы;

- операции на рынке ценных бумаг;

- антиинфляционные меры;

- регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

- рефинансирование коммерческих банков;

- регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков. [15, 31]

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.