| 
	 
 
	
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 
 1. составление проектов бюджетов; 
 2. рассмотрение и утверждение бюджетов; 
 3. исполнение бюджетов; 
 4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. 
 Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. 
 До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ). 
 В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов). 
 Участниками бюджетного процесса являются: 
 · Президент Российской Федерации; 
 · органы законодательной (представительной) власти; 
 · органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); 
 · органы денежно-кредитного регулирования; 
 · органы государственного и муниципального финансового контроля; 
 · государственные внебюджетные фонды; 
 · главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
 · иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; 
 · бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. 
 Основные задачи бюджетного процесса: 
 · выявление материальных и финансовых резервов государства; 
 · максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; 
 · максимально точный расчет расходов бюджетов; 
 · обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; 
 · согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; 
 · осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
 
 |