| 
	 
 
	
Доходы бюджета
  складываются преимущественно из налогов на физических и юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов от находящихся в государственной собственности акций приватизированных предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется). 
 За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На 20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных обязательств. 
 Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП    |  
 Недоимки   |   
 1992 г.   |   
 1993 г.   |   
 1994 г.   |   
 1995 г.   |   
 1996 г.   |   
 1997 г.   |   
 1998 г., первое полугодие   |     |  
 В федеральный бюджет   |   
 0,3   |   
 1,2   |   
 2,0   |   
 2,1   |   
 1,0   |   
 1,2   |   
 2,1   |     |  
 В консоли- дированный бюджет   |   
 0,5   |   
 2,0   |   
 3,0   |   
 3,9   |   
 1,7   |   
 2,9   |   
 3,9   |      
Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства
  сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе. 
 Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом погашений) по направлениям, % ВВП    |  
 Расходы   |   
 1992   |   
 1993   |   
 1994   |   
 1995   |   
 1996   |   
 1997   |   
 1998   |     |  
 На органы государственной власти и управления   |   
 0,6   |   
 0,9   |   
 1,1   |   
 0,7   |   
 0,8   |   
 1,1   |   
 1,1   |     |  
 На оборону   |   
 4,7   |   
 4,4   |   
 4,4   |   
 3,0   |   
 2,9   |   
 3,0   |   
 2,1   |     |  
 На правоохранительные органы   |   
 1,4   |   
 1,6   |   
 1,8   |   
 1,6   |   
 1,8   |   
 2,1   |   
 1,6   |     |  
 На науку   |   
 0,6   |   
 0,6   |   
 0,5   |   
 0,3   |   
 0,4   |   
 0,4   |   
 0,2   |     |  
 На социальные и коммунальные услуги   |   
 13,8   |   
 18,0   |   
 18,0   |   
 16,0   |   
 16,6   |   
 17,4   |   
 16,6   |     |  
  |   
 на образование   |   
 3,8   |   
 4,3   |   
 4,4   |   
 3,6   |   
 3,8   |   
 4,1   |   
 3,6   |     |  
  |   
 на культуру, искусство, средства массовой информации   |   
 0,6   |   
 0,6   |   
 0,7   |   
 0,6   |   
 0,5   |   
 0,6   |   
 0,4   |     |  
  |   
 на здравоохранение и физкультуру   |   
 2,6   |   
 3,3   |   
 3,1   |   
 2,5   |   
 2,6   |   
 4,1   |   
 3,8   |     |  
  |   
 на социальное обеспечение   |   
 6,8   |   
 9,7   |   
 9,7   |   
 9,3   |   
 9,7   |   
 8,7   |   
 8,7   |     |  
 На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству   |   
 20,9   |   
 12,7   |   
 10,9   |   
 9,7   |   
 9,0   |   
 9,4   |   
 7,4   |     
 |