Критерии, показатели, нормативы
 

Важная роль в планировании принадлежит критериям, показателям, нормативам, количество и состав которых зависят от иерархического уровня и назначения. Так, на макроуровне предпочтение должно отдаваться показателям народнохозяйственной эффективности, а на уровне фирмы - прибыльности, конкурентоспособности. Количество показателей, используемых для планирования, может и должно быть достаточно большим, что позволяет обосновать изменения всех или по крайней мере важнейших сторон деятельности объекта планирования. Для оценки стимулирования выполнения планов количество показателей может быть значительно меньше, и крайне важно их обобщение в одном показателе, так как динамика нескольких показателей может быть противоречивой, что затруднит их однозначную оценку (если рост производительности труда сопровождается падением фондоотдачи, то однозначно оценить деятельность предприятия затруднительно).

Обобщающие показатели могут применяться в качестве критериев. Для народного хозяйства это уровень благосостояния людей, народнохозяйственная эффективность и др. Так, в Японии в качестве универсальных критериев используются высокая добавленная стоимость на одного занятого; воздействие отрасли на другие, наибольший внешний эффект (распространение результатов НИОКР, знаний, создание дополнительных рабочих мест и т.д.).

Выбор приоритетов в развитии отраслей опирается на несколько критериев. Прежде всего государственная поддержка оказывается стагнирующим отраслям, переживающим период структурного кризиса. Следующая группа - молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли. Выбор отраслей осуществляется главным образом по критерию эластичности спроса по доходам и сравнительным динамичным конкурентным преимуществам.

Роль государства в регулировании экономики характеризуется отношением расходов госбюджета к валовому национальному продукту. В первой трети XX в. в передовых странах оно составило 8-10%; сейчас возросло до 30-35% в США и Японии, 40-55% - Западной Европе и Канаде, 60-70% - скандинавских странах и Ирландии.

В оборонных отраслях важным показателем является соотношение между военным и гражданским производством (в конце 80-х годов оно составило в России 50:50; в 1993 г. объем военного производства упал до 5%, а гражданского вырос на несколько процентов).

В системе нормативов важнейшая роль отводится тем, которые используются для распределения национального дохода. Следует учитывать, что получение и распределение доходов регламентируется центром на основе принципов:

примата материально-вещественных пропорций по отношению к финансово-стоимостным;

воздействия финансово-стоимостных пропорций на материально-вещественные процессы, в частности на повышение эффективности общественного производства.

Должна быть сформирована система нормативов, прежде всего первичного распределения национального дохода между трудовыми коллективами и государством. Так, применение единых нормативов налогообложения прибыли не решает эти задачи, так как ведет к резкому усилению неравенства в финансовом положении отраслей и предприятий, не заинтересовывает предприятия в ресурсосбережении.

Если в основу финансовых отношений между предприятием и государством положить платежи за ресурсы (необходимость его неоднократно обосновывалась в экономической литературе), то и здесь нормативы играли бы важную роль в повышении эффективности общественного производства.

В условиях рынка особое место в системе показателей и нормативов отводится ценам. Выше уже отмечалась роль цен в разработке оптимального плана развития народного хозяйства. Заметим, что в Японии на основе межотраслевого баланса регулярно рассчитываются не только равновесные цены, но и цены производства по Марксу. Формирование новой системы цен, способной выявлять общественные потребности в форме платежеспособного спроса и влиять на структуру воспроизводства, - процесс столь же длительный, как и формирование других атрибутов рыночного хозяйства. Либерализация цен в условиях монополии государственной собственности означает переход к таким ценам, которые отражают сложившуюся структуру и даже усугубляют сложившиеся диспропорции.

На уровне фирмы система показателей и нормативов должна быть нацелена на максимизацию прибыли на рубль затрат. Это означает, что при формировании портфеля заказов приоритет должны иметь те товары, услуги, которые обеспечивают максимальный прирост прибыли на рубль затрат в единицу времени. В основе же планирования факторов производства - средств и предметов труда, рабочей силы должны лежать прогрессивные нормативы.

В заключение хотелось бы обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.