Понятие государственного бюджета.
 

Это позволяет точнее рассчитывать возможные поступления налогов и обязательных платежей в доходы бюджета, использовать часть бюджетных средств, помещая их в Национальный банк Украины для последующего кредитования предприятий и организаций на условиях возвратности и возмездности; получать кредит от Национального банка на покрытие дефицита в бюджете Украины.

Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет Украины представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.

Финансирование государственных расходов - это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий процесс расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.

В составе государственных расходов около двух третей составляют расходы государственного бюджета.

Государство, при выполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствами государственного бюджета.

Юридическая природа бюджета состоит в том, что он выступает как государственный плановый акт, принимаемый в установленном законом порядке.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Украине осуществляется в соответствие с Конституцией Украины, Законом «О государственном бюджете на 1997 год», Законом Украины «О бюджетной системе Украины» и др.

Законом «О бюджетной системе Украины» установлены порядки составления и исполнения бюджета и составление отчета об его исполнении.

Органы местного и регионального самоуправления наделены правом самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять свои бюджеты, которые не включаются в другие местные бюджеты и в Государственный бюджет Украины.

Бюджетный процесс - это регламентированная нормами бюджетного права деятельность управомоченных на то органов по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению и составлению отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс состоит из 3 стадий, каждая из которых завершается разработкой пакета документов (проекта государственного бюджета или проектов местных бюджетов), либо принятием соответствующих правовых актов (Закона, Постановления, Решения).

По материальному содержанию Государственный бюджет можно охарактеризовать в соответствии с Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 1997 год».

В статье 1 Закона «О государственном бюджете Украины на 1997 год» определены:

– доходы государственного бюджета Украины в сумме 21660253,5 тыс. грн.

– расходы в сумме 27411474,5 тыс. грн.

Статьей 2 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 1997 год» утвержден размер оборотных кассовых наличных на конец года в Государственном бюджете Украины в сумме 500.000 тыс. грн.

Статьей 3 этого же Закона устанавливаются доходы Государственного бюджета Украины на 1997 год по основным видам поступлений, таких, как:

– налог на добавленную стоимость,

– акцизный сбор,

– государственные и различные пошлины,

– др. налоги и сборы.

2)Укажите какие непрямые налоги и в каких суммах включены в доходную часть Государственного бюджета по Закону о Государственном бюджете на 1997 год. Какой удельный вес они составляют в доходной части Государственного бюджета?

В соответствие со ст. 3 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 1997 год» в доходную часть государственного бюджета включены следующие непрямые налоги:

Налог на добавленную стоимость в сумме 8455982 тыс. грн., порядок определения и исчисления этого налога определяется Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 г. Этот закон устанавливает ставку НДС в размере 20%, определяет круг плательщиков данного налога, базу налогообложения, а также другие вопросы, связанные с НДС.

Перейти на страницу: 1 2 3

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.