Понятие правого регулирования экономики
 

Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых ими норм и правил. Предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.

Правовое регулирование экономики состоит в разработ­ке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыноч­ных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпри­нимательства и коммерции, защиту прав покупателей и инте­ресов общества, равноправие рыночных субъектов, посредни­чество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонополь­ное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольное законодательство впервые осущест­влено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невидан­ным уровнем монополизации производства и обращения, ан­тимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации про­изводства и торговли отдельными субъектами:

— жесткий контроль над ценами предприятий-монопо­листов,

— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производ­ственных и коммерческих структур,

— поддержку конкуренции (в том числе и посредством кон­тролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

— поощрение диверсификации,

— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций

рыночной экономики. К тому же формы монопольного стату­са способны изменяться, приспосабливаясь к специфике кон­кретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной эконо­мики.

Столь же актуальна и дефляционная политика (стаби­лизация уровня цен) государства, поскольку современной ры­ночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэто­му дефляционная политика ограничена выбором:

— или стабилизация совокупного платежеспособного спро­са, что требует жесткого ограничения прироста денежных до­ходов населения,

— или переход к «равновесным» (свободным) рыночные ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

— или увеличение предложения, что требует стимулирова­ния предпринимательской активности.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.