Законодательная база.
 

В настоящее время порядок налогообложения доходов граждан России регулируется Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц», принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 декабря 1991 года и вступивший в силу с 01.01.1992 года с изменениями и дополнениями и инструкцией №35 Государственной Налоговой Службы Российской Федерации (сейчас Министерство по налогам и сборам РФ) по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Закон о подоходном налоге определяет его плательщиков, объект налогообложения, доходы, не подлежащие налогообложению, ставки налога, порядок исчисления и перечисления налога в бюджет, а также меры ответственности за нарушение данного закона.

За время действия данного закона в него были внесены изменения и дополнения Федеральными законами от 31.12.1997г. № 159-ФЗ и от 21.07.1998г № 117-ФЗ. В них четко определена дата получения дохода физическим лицом в календарном году. Это сделано для того чтобы начисление дохода без его выплаты (например, в случае задержки заработной платы) не являлось основанием для включения начисленной суммы в совокупный годовой доход и удержания подоходного налога.

Существенно изменен порядок предоставления физическим лицам вычетов «на себя» и «на иждивенцев». Сумма вычетов поставлена в зависимость от размера совокупного дохода, начисленного нарастающим итогом.

Размер дохода, исчисленный с начала календарного года нарастающим итогом.

Количество вычетов кратных МРОТ на гражданина и на иждивенца.

До 5000 руб. включительно

2 МРОТ

От 5000 руб. 01 коп. до 20000 руб.

1 МРОТ

Свыше 20000 руб.

Вычеты не производятся

Начиная с 1998 года физическим лицам, получающим доходы не по основному месту работы, не предоставляются вычеты на суммы :

удержанных взносов в Пенсионный Фонд;

перечисленным по заявлениям граждан на благотворительные цели и на добровольное противопожарное страхование.

Эти вычеты будут предоставлены гражданам только при подаче ими налоговых деклараций в налоговые органы по месту жительства.

Также стоит обратить внимание на то, что если по ранее действующему законодательству исчисление налог производилось в полных рублях, а копейки независимо от их количества отбрасывались, то начиная с 1998 года сумма налога определяется в полных рублях. При этом менее 5 копеек отбрасываются , а 50 и более копеек округляются до полного рубля в сторону увеличения.

Внесены изменения в порядок перечисления налога. По ранее действующему законодательству вся сумма налога перечислялась в бюджет по месту нахождения организации. В настоящий момент головные организации обязаны перечислять налог за филиалы и другие свои обособленные подразделения, не имеющие счетов в банках, по месту нахождения указанных филиалов, одновременно с перечислением средств на оплату труда.

Изменен размер пени. Раньше за каждый день просрочки при несвоевременном перечислении подоходного налога с организации взимались пени в размере 0,5%, теперь ее размер будет составлять одну трехсотую долю от ставки рефинансирования Центробанка России действующей в это время. Так при ставке рефинансирования 60% размер пени составит 0,2% вместо 0,5.

Наряду с Федеральным Законом в России действует инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации №35, которая носит вспомогательный, разъяснительный характер по применению «Закона о подоходном налоге с физических лиц».

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.