Налоговый кодекс Российской Федерации и совершенствование налоговой системы России
 

Согласно п. 5 ст. 90 НК Российской Федерации должностное лицо налогового органа обязано перед получением показаний по налоговому делу разъяснить свидетелю его права и обязанности. При этом ни одна норма НК не называет конкретных прав и обязанностей такого свидетеля. То же самое относится к обязанности разъяснения прав и обязанностей лицам, присутствующим при производстве выемки, обыска.

Подобных нестыковок в кодексе немало и они негативно влияют не только на налоговую, но и на бюджетную систему, что как пишут М.С. Мухин, Т.Е. Халявкина, А.Н. Миронин в своей статье «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», «грозит печальными последствиями для сбора налогов и финансовой основы государства — бюджета, который серьезно пострадает от подобной практики налогообложения». Не случайно Налоговый кодекс подвергается резкой критике всеми, кто имеет отношение к государственным финансам: Минфином, Счетной палатой. Министерством по налогам и сборам, регионами. Кодекс критикуют не только российские специалисты, но также их зарубежные коллеги. Например, в докладе «Российская Федерация: первоочередные задачи реформирования системы налогового администрирования», подготовленном Управлением по бюджетным вопросам МВФ в сентябре 1998 года высказывалось следующее: для того, чтобы быть действенным, любой акт законодательства по налоговому администрированию должен обладать, как минимум, следующими характеристиками:

- должен быть обеспечен баланс прав налогоплательщика и налогового органа;

- закон должен устанавливать общий порядок проведения налоговых мероприятий в соответствии с требованиями экономической системы;

- закон должен учитывать как нынешнее экономическое положение, так и будущее развитие экономики в рамках переходного периода.

По мнению экспертов МВФ норма статьи 108 НК Российской Федерации сильно уменьшает возможность налоговых органов действенно влиять на налоговых правонарушителей, поскольку устанавливается презумпция невиновности и принцип толкования неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика. Кроме того, нормой статьи 88 НК серьезно ограничены возможности контрольно-проверочной деятельности налоговых служб, поскольку не представляется реальным проведение, например, камеральной проверки достаточно большого количества налоговых расчетов 1 деклараций в течение двух месяцев. Более того, новый НК Российской Федерации признается зарубежными экспертами негибким, не позволяющим подготовить, простимулировать, а также провести дальнейшие финансовые реформы.

Таким образом, обобщая мнения отечественных и зарубежных налоговых специалистов, можно отметить в целом негативное отношение к новому налоговому кодексу России. Остается надеяться на его скорейшее изменение в соответствии с потребностями экономики государства и требованиями переходного периода.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.