Бюджетные права органов местного самоуправления.
 

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются

законодательные акты, издан­ные в 1991—1997 гг.

1. В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утвер­ждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

2. В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991 г. №1550-1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюд­жетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.

В Законе зафиксированы важные положения о том, что ме­стные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство выше­стоящих органов в бюджетный процесс не допускается.

В целях социальной защищенности населения в Законе за­креплено за местными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.

Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на со­ответствующей территории, местными органами власти состав­ляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.

Впервые в Законе признано право местных органов на соз­дание и использование внебюджетных фондов финансовых ре­сурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финанси­рования общерегиональных мероприятии.

Новые права даны местным органам власти и распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Местным органам предоставлены права:

• самостоятельно определять направлении использования средств местных бюджетов;

• в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на со­держание жилищно-коммунального хозяйства, учрежде­ний здравоохранения, народного образе нация, социаль­ного обеспечения, правоохранительных органов;

• устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; об­разовывать резервные фонды.

3. В Законе «Об основах бюджетных прав и принципов по формирова­нию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в со­ставе

РФ, автономных областей, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» конкретизированы и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В общих положениях Закона сформулированы новые понятия ми­нимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регули­рования финансовых отношений.

В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения про­ектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов. Впервые зафиксировано положе­ние об образовании при рассмотрении разногласий согласитель­ных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется также исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валют­ных фондов, определены гарантии бюджетных прав местных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбит­ражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.

4. Вопросы, касающиеся местных финансов, отражены в За­коне «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе все налоги, входящие в налоговую систему Россий­ской Федерации, разделены на три группы:

• федеральные налоги;

• налоги республик в составе Российской Федерации, кра­ев, областей, автономных областей, автономных округов;

• местные налоги.

Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и местных органов власти, по отношению к соответствующим нало­гам, т. е. право этих органов вводить на подведомственной террито­рии налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять платель­щикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.