Модель инвестиционного развития России
 

Как правило, под моделью инвестиционного развития понимается набор параметров (рис. 1.2.1), определяющих направления и характер капиталовложений.

Рис. 1.2.1 - Параметры модели инвестиционного развития. [22]

Среди таких параметров, прежде всего, выделяют сочетание макроэкономических (темпы роста ВВП, сбережений, инвестиций, экспорта и др.) и структурных (отраслевых, воспроизводственных, региональных) характеристик. Другая группа параметров связана с институциональной средой инвестирования, и в первую очередь, с особенностями развития финансовых систем, источников финансирования инвестиций, третья группа параметров модели определяется сочетанием и относительной ролью различных субъектов инвестиционного процесса и принципами принятия решений.

Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Целесообразно рассмотреть различные точки зрения на то, как государство должно воздействовать на инвестиционное развитие своей страны.

Согласно одной из точек зрения, инвестиции - главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста ее экономики. Так считают сторонники кейнсианской модели инвестиционного развития

. Согласно же монетаристской концепции

, цепочка причинно - следственных связей направлена как раз в обратную сторону: чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. [2]

Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать инвестиционному развитию страны. Монетаристы уверяют, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники кейнкианской модели, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, инвестиции.

Эффективность использования той или иной модели в применении к инвестиционной деятельности, зависит от многих макроэкономических параметров. И, как показывает опыт, эффективность государственного воздействия в условиях рыночной экономики определяется сложившейся и ожидаемой конъюнктурой инвестиционных рынков. Конъюнктура инвестиционных рынков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают темпы инфляции, что является индикатором уровня сбалансированности экономики.

Что касается России, то согласно одному из мнений, на нынешнем этапе социально-политического развития страны необходимо в полной мере использовать модель развития Кейнса. Согласно этой точке зрения неправомерным считается вывод о том, что в нормальной рыночной экономике источником капиталовложении служат сбережения, и отсюда утверждается, что чем больше сбережений, тем больше инвестиции (монетаризм). Сторонники кейнсианской концепции настаивают на следующем. Чем выше склонность к потреблению, тем больше увеличение национального дохода обеспечивается первоначальным приростом инвестиций. Поэтому скорейшее повышение инвестиционного климата России предполагает рост потребления, ибо возрастающий потребительский спрос влечет за собой рост спроса во всей воспроизводственной цепочке, включая и инвестиционный спрос.

Конечно, в период становление рыночной экономики уровень склонности к потреблению не достаточно высок, но его надо стремиться повышать, прежде всего, за счет эффективной структуры государственных расходов. У нас же невысокие уровни доходов большинства граждан парализуют мощный источник увеличения инвестиционной активности и оживления производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.