Методики определения конкурентоспособности
 

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому параметру с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой для получения рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятий являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели – наилучшие. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Алгоритм рейтинговой оценки состоит из следующих действий [28]:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы: по вертикальной оси матрицы откладываются номера показателей (i = 1,2…n), по горизонтальной – номера предприятий (j = 1,2…m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1).

3. Исходные параметры матрицы стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

Xij=aij/aiээma

где Xij – стандартизированные показатели i-го предприятия.

4. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеют предприятия с минимальным значением сравнительной оценки.

Конкурентоспособность на рынке может быть оценена и путем выявления конкурентного преимущества одного предприятия (или его подразделения) над другим. Для этого нужно выбрать базовые объекты для сравнения, то есть, применительно к предприятию, – выбор предприятия- лидера, причем, оба они должны удовлетворять идентичные потребности покупателей, относиться к родственным сегментам рынка, другими словами – быть сопоставимыми. Сравнение ведется по факторным параметрам, которые в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность.

По каждому конкуренту целесообразно знать объем производства и продаж, их рост, долю, занимаемую на рынке, показатели качества, цены, рентабельность и др. Обобщающие данные сводятся в таблицу.

При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д.

Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.