Субъекты ВЭД
 

Специальные санкции в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности

В современной экономической практике каждое государство всегда устанавливает определенные правила работы своих субъектов хозяйствования как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это необходимо как для защиты внутреннего рынка, так и для осуществления контроля со стороны государства за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) субъектов хозяйствования в рамках правового поля.

Специальные санкции в качестве регулирования внешнеэкономической деятельности без дополнительного вмешательства

Верховная Рада Украины еще в 1991 году, принимая один из самых "мягких" в мировой практике законодательных актов в сфере ВЭД, ввела норму ответственности за нарушение Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" (от 16 апреля 1991 года № 959-XII) и других связанных с ним законов.

Выполнение нормы, а именно статьи 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" по применению специальных санкций было возложено на Министерство внешних экономических связей и торговли Украины как орган исполнительной власти, уполномоченный государством осуществлять регулирование и координацию внешнеэкономической деятельности. Осуществление контроля за соблюдением субъектами ВЭД действующего законодательства Украины является одной из основных задач МВЭСТорга, а применение специальных санкций согласно статье 37 вышеупомянутого Закона – одним из основных инструментов осуществления данной задачи.

Задачей системы государственного регулирования ВЭД является, с одной стороны, содействие увеличению внешнеторгового оборота, а с другой – осуществление эффективного контроля за деятельностью каждого субъекта ВЭД и предотвращение незаконного оттока валютных и материальных ценностей за границу.

Применение специальных санкций, предусмотренных статьей 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" является практически единственным законодательным механизмом, который создает правовые основания для запрета внешнеэкономической деятельности в случае нарушения субъектом хозяйственной деятельности действующего законодательства Украины в сфере ВЭД. Указанная статья предусматривает, что специальные санкции, – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности – применяются к украинским субъектам внешнеэкономической деятельности и к иностранным субъектам хозяйствования.

В случае применения указанных санкций внешнеэкономические операции субъектов предпринимательской деятельности становятся полностью прозрачными для государственных органов. Конечно, не всем это нравится, но использование таких мер повышает степень ответственности за нарушение действующего законодательства.

Применение специальных санкций в соответствии со статьей 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" – это обычная мировая практика нетарифных методов регулирования, и их можно поставить в один ряд с санкциями, которые широко применяются всеми государствами, в том числе и начисление пени, штрафов, используемых исключительно в отношении нарушителей закона.

В 1999 году МВЭСТоргом применены специальные санкции к 9708 субъектам ВЭД (из них 4621 иностранный субъект хозяйствования). Сумма возвращенных в Украину валютных средств в следствие этого составила 105,99 млн. USD. Общая сумма возвращенных валютных средств в период с 1992 года по 1999 год с помощью специальных санкций составляет 289,31 млн. USD.

Указанные специальные санкции в 1999 году применялись МВЭСТоргом по представлению ГНАУ – 8656 случаев, СБУ – 404, НБУ – 404, МВД – 55, органов прокуратуры – 43, ГТСУ – 30, региональных комиссий по вопросам возвращения в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами – 17.

Благодаря применению специальных санкций в 1999 году удалось предотвратить осуществление субъектами предпринимательской деятельности убыточных внешнеэкономических операций общим объемом товарооборота более 400 млн. USD.

Документ, регулирующий процедуру применения и отмены специальных санкций в соответствии со статьей 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности"

С целью усовершенствования процедуры применения и отмены специальных санкций, МВЭСТоргом Украины издан приказ от 5 октября 1999 года №754 "Об утверждении Положения о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных статьей 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 21.10.99 г. за №718/4011.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.