Цели и задачи налоговых реформ
 

Анализ действующих налоговых систем развитых стран подтвержда­ет, что ни одной стране не удается найти тот вариант налогообложе­ния, который устраивал бы как государство, так и всех или большин­ство налогоплательщиков. Противоречия между возможностями экономической системы, целями и задачами политических партий, инте­ресами международного экономического сотрудничества, неизбежно нарастая, приводят к тому, что прежние системы признаются неудов­летворительными и начинается их пересмотр.

История XX в. показывает, что ни одной стране мира не удается на длительный период сохранять систему налогообложения в неизмен­ном виде. Налоговые реформы позволяют снимать наиболее острые противоречия, приспосабливать налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменять структуру налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов, перераспределять поступ­ления по звеньям налоговой системы.

К основным недостаткам действующих налоговых систем в раз­витых странах, в том числе и России, можно отнести следующие:

- налоговые системы остаются сложными для понимания нало­гоплательщиков, налоговое законодательство в целом ряде стран не систематизировано. Нормы, регулирующие одни виды налогообложе­ния, могут отличаться от норм, регулирующих другие виды налогов. Заполнение налоговых деклараций представляет собой труд, требую­щий досконального знания не только норм налогового права, но и до­статочно сложного технического оснащения. Постоянно возрастает число лиц, которые не могут заполнить декларацию самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. В ряде стран профессия на­логового адвоката стала не только самостоятельной, но и массовой. Расчеты налогов и представление деклараций отнимают не только значительное время, но и связаны с возможными материальными по­терями в результате ошибок и несоблюдения графиков;

- число налогов, парафискальных сборов, обязательных платежей в большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей обяза­тельного характера на региональном и местном уровне, нередко, пре­вышает сотни. Сочетание сложности норм налогового права и большо­го числа налогов и иных платежей обязательного характера становит­ся фактором, снижающим эффективность управления налоговой сфе­рой, и вызывают многочисленные нарекания налогоплательщиков;

- налогообложение доходов во многих странах характеризуется неравномерностью распределения налогового бремени, выражающе­гося в том, что налогоплательщики примерно с одним уровнем дохо­дов и одного социального статуса платят разные налоги;

- высокие предельные ставки налогов в налогообложе­нии доходов приводят к потере стимулов к труду, росту оборотов тене­вой экономики, вывозу капитала и уходу производств в другие страны;

- несоблюдение принципов нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности обусловли­вает регистрацию значительного числа фиктивных компаний, услож­нение экономических связей, создание специфических форм экономи­ческой деятельности, рост числа мнимых сделок;

- многочисленные льготы, предоставляемые действующим нало­говым законодательством, часто теряют свою эффективность, переста­вая быть стимулом для каких–то полезных изменений, и становятся просто формой снижения налоговых обязательств для предпринима­телей, на высоком уровне владеющих технологиями налогового пла­нирования;

- в целом ряде стран налоговые эксперты в качестве существенно­го недостатка действующего налогового права выделяют проблемы терминологии. В странах, не относящихся к англоязычным, в послед­ние десятилетия появилось огромное количество терминов либо не понятных населению страны, либо таких, применение которых порож­дает неоднозначность трактовок, путаницу и многократное расшире­ние специального лексикона (профессионального сленга). Для пре­одоления этого явления в ряде стран предпринимаются активные меры, по масштабам и издержкам сопоставимые с коренными измене­ниями в налоговых системах;

- целую группу составляют недостатки налоговых систем, связан­ные с несоответствием действующего налогового национального зако­нодательства по организации приемов и методов работы налоговых служб уровню развития международных экономических отношений. Архаичные нормы и правила входят в противоречия с задачами уни­фикации систем налогообложения в рамках международных экономи­ческих и политических сообществ, союзов, организаций;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.