Цели и задачи налоговых реформ
 

Реформирование взаимоотношений различных уровней государ­ственной власти и органов местного самоуправления в налоговой сфере осуществлялось в целом ряде стран. Однако такие реформы часто имеют разную направленность: во Франции в 80–е гг. изменения в налоговой сфере проводились в рамках общей политики децентра­лизации государственного управления и государственных финансов, а в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии изменения, осуществлявшиеся в 60–е и 70–е гг., были ориентированы на создание жесткой единой общегосударственной системы по сбору налогов. Взаимоотношения различных уровней государственного уп­равления во второй половине XX в. оставались практически неизмен­ными в Германии, США, Италии и других странах.

К наиболее существенным реформам, затрагивающим распределе­ние налоговых поступлений по группам и отдельным видам налогов, следует отнести введение в подавляющем большинстве стран Запад­ной Европы налога на добавленную стоимость. В этих странах унифи­цированный по принципам организации, методам взимания и контро­ля налог на добавленную стоимость заменил прежде существовавшие налоги с оборота, многочисленные налоги с продаж, а также отдель­ные виды индивидуальных акцизов. Во второй половине 60–х гг. этот налог был введен в Дании, Франции, ФРГ, Нидерландах и Швеции. В 70–е гг. он получил распространение в Люксембурге, Бельгии, Нор­вегии, Ирландии, в Соединенном Королевстве Великобритании и Се­верной Ирландии и в Италии. В 80–е гг. к вышеперечисленным стра­нам присоединились Испания, Португалия, Греция, Турция, Ислан­дия. К странам, не использующим налог на добавленную стоимость, относятся США и Швейцарская Конфедерация. В Японии, Канаде, Новой Зеландии этот налог существенно отличается от налога на до­бавленную стоимость, применяемого в странах Европейского сообще­ства.

Особую группу налоговых реформ составляют реформы, направ­ленные на изменение систем подачи и обработки сведений налогово­го характера. К таким реформам относятся: унификация бланков на­логовой отчетности, предназначенных для механизированной и элек­тронной обработки; подача сведений на электронных носителях ин­формации; разработка единых стандартов бухгалтерского учета для юридических лиц и заполнения отчетных документов; создание еди­ных систем учета налогоплательщиков; унификация методов контро­ля за исполнением налоговых обязательств. Изменения этого типа производились во всех без исключения странах. Они либо имели ха­рактер самостоятельных мероприятий, либо объединялись с другими изменениями налогового законодательства. Организационно–техноло­гические реформы в сфере налогообложения в странах Западной Ев­ропы были связаны с введением налога на добавленную стоимость.

Реформы и изменения в сфере налогообложения стран ОЭСР, наря­ду с целым рядом других экономических факторов, обусловили следую­щие основные общие тенденции в структурах налоговых поступлений:

- до середины 70–х гг. в большинстве развитых стран отмечался стабильный рост доли налогов на доходы и взносов в фонды социаль­ного назначения. Со второй половины 70–х гг. до настоящего времени продолжается тенденция к снижению поступлений по этой группе на­логов. Одновременно усиливается проявление тенденций к росту по­ступлений по налогам на потребление, главным образом, за счет роста поступлений по налогу на добавленную стоимость;

- доля поступлений по индивидуальным акцизам постепенно снижается во всех странах;

- к середине 70–х гг. практически стабилизировалась доля поступле­ний по налогам на доходы юридических лиц, причем в 80–е и 90–е гг. в подавляющем большинстве стран отмечается снижение доли поступ­лений по этим налогам в общей структуре налоговых поступлений;

- структура налоговых поступлений по звеньям налоговых сис­тем в XX в. имела две разнонаправленные тенденции. До 60–х гг. прак­тически во всех развитых странах происходило возрастание доли на­логов, взимаемых на уровне центрального правительства (поступле­ний в бюджеты федераций, конфедераций, центральные или общего­сударственные бюджеты). С 60–х гг. доля налоговых поступлений в бюджеты регионов (штатов, земель, провинций, областей), а также ор­ганов местной власти и местного самоуправления начинает расти опе­режающими темпами;

- для подавляющего большинства развитых стран во второй по­ловине XX в. характерно снижение доли поступлений по налогам на имущество в общей структуре налоговых поступлений;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.