Цели и задачи налоговых реформ
 

- значительное число недостатков действующих налоговых сис­тем, противоречий, не состыковок и расхождений в трактовках связа­ны с мероприятиями, проводившимися в предыдущие годы и десяти­летия, многие нормы налогового права теряют свое значение или ста­новятся препятствиями для разрешения новых проблем, возникаю­щих перед правительствами и экономическими субъектами.

- пересмотры и реформы систем налогообложения, осуществляв­шиеся в последние десятилетия, были ориентированы на следующие основные направления:

- расширение базы налогообложения доходов физических лиц;

- пересмотр системы налоговых ставок по подоходному налого­обложению с целью снижения предельных ставок, уменьшения степе­ни прогрессивности налогообложения и уменьшения числа действую­щих ставок;

- резкое сокращение числа предоставляемых налоговых льгот и приведение действующих льгот в систему;

- уменьшение различий при применении разных видов режимов налогообложения отдельных объектов;

- сокращение числа действующих налогов, пара фискальных от­числений и иных платежей обязательного характера, объединение от­дельных видов налогов и платежей, имеющих общую базу и методоло­гию определения объема налоговых обязательств, в один налог;

- уменьшение специфики налогообложения доходов и имущест­ва по отраслям экономической деятельности;

- устранение многократности налогообложения одних и тех же объектов на разных уровнях налоговых систем;

- приведение норм действующего налогового законодательства в соответствие с международными двусторонними и многосторонними соглашениями, унификация налогообложения в рамках международ­ных объединений.

В значительной мере направленность реформ определяется поли­тическими факторами, целями и задачами политических партий, про­водящих те или иные изменения в налоговой сфере. Для правых партий характерно стремление к снижению налогового бремени средних и высо­кооплачиваемых слоев населения, к созданию благоприятных условий налогообложения доходов физических лиц, к снижению степени про­грессивности подоходного налогообложения, минимизации льгот соци­ального характера. Партии левой, социал–демократической и социалис­тической ориентации, как правило, выступают за усиление дирижизма в экономике, за повышение уровня подоходного налогообложения и уси­ление его прогрессивного характера, введение льгот для националь­ных производителей товаров и услуг, за создание преференций для национализированных предприятий, за повышение размера необлага­емого дохода, за расширение системы социального страхования. При чередовании у власти партий и движений правой и левой ориентации можно отметить лавирование в сфере налогообложения. Особенно ярко изменения в курсе налоговых реформ проявлялись в Германии в 50–60–е гг., во Франции в конце 70–х и первой половине 80–х гг., в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в 60–е и 70–е гг., в Соединенных Штатах Америки в 80–е и 90–е гг.

В 60–е гг. в Германии правительство В. Брандта усилило социаль­ный характер налогового реформирования. Во Франции подобные из­менения были связаны с приходом президента Ф. Миттерана, а затем противоположное движение стало нарастать с усилением позиций блока правых партий «Объединение в поддержку Республики – Союз за французскую демократию». Наиболее яркое изменение курса соци­альной направленности налоговых преобразований в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии было связано с приходом правительства во главе с М. Тэтчер. Даже поверхностный анализ тенденции в реформировании налогообложения в периоды правлений администраций Р. Рейгана и Б. Клинтона позволяет сде­лать вывод о противоположной направленности налоговых измене­ний, осуществлявшихся в США в 80–е и 90–е гг.

Подобная социальная ориентация налоговых реформ существует и в других странах ОЭСР. Однако в меньшей степени она была характерна для стран, имевших стабильный курс социальной политики: Швейцарской Конфедерации, Финляндии, Швеции (до середины 90–х гг.), Бель­гии, Нидерландов, Люксембурга, Австралии, Канады и Новой Зеландии.

Налоговые реформы национальных налоговых систем, ориентиро­ванные на унификацию налогообложения в рамках международных политических и экономических объединений во второй половине XX в., в наибольшей степени были характерны для стран Западной Европы. Можно отметить в этой связи реформы в странах Северного договора, Бенилюкса, но особый характер и размах реформы этого типа приобрели в странах Европейского сообщества. В гораздо мень­шей степени реформы, ориентированные на цели международных эко­номических и политических объединений, были характерны для США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.