Общая характеристика машиностроительного комплекса
 

Машиностроение в ХХ веке стало и в ХХI веке сохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования.

Однако в последнее десятилетие в связи с огромными сложностями социальных и политических преобразований и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства сократился примерно в два раза.

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит по данным Госкомстата России к настоящему моменту около 55 тыс. предприятий (из них к крупнейшим относятся 1647 компаний), из которых 3,3 тыс. курируются Минпромнауки и оборонными агентствами. 92% машиностроительных предприятий акционированы, а основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. В комплексе занято более 8,5 млн. человек. [43, 52]

Из 20 крупнейших промышленных предприятий России лишь одна является компанией машиностроительного комплекса – «Северная верфь» (Санкт-Петербург), однако она занимает не последние позиции (5-е место). В 2002 году "Северная верфь" получила заказ на постройку и оснастку кораблей для военного флота Китая. Главное внимание в этом событии следует обратить не столько на объем заказа, сколько на факт успеха российской компании в соревновании с мировыми лидерами судостроения. Это своего рода стратегическая заявка на будущее.

Доля машиностроения в общем объеме ВВП составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах ЕС. При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000гг., что было связано с ослаблением рубля в результате кризиса 1998 года. В течение последних посткризисных лет отрасль развивается с положительными темпами, так, прирост выпуска машинотехнической продукции в 2001 году по сравнению с 1998 годом достиг 50,5%. [37, 52] С оживлением инвестиционного спроса наблюдается и опережающий рост машиностроения по сравнению с динамикой промышленного производства. Это свидетельствует о достаточно гибкой и оперативной реакции производителей на изменение ситуации на внутреннем рынке.

Машиностроение в России ориентировано в основном на внутренний рынок. Экспорт отрасли — около $6 млрд в год (из них $2,5 млрд — экспорт военной продукции), или 10-12% производства. С 1990 года экспорт российского машиностроения сократился в 3,5 раза, изменилась и его структура — за 10 лет на 30% вырос экспорт энергетического оборудования. Импорт машиностроительной продукции в 2002г. достиг 16,4 млрд. долл., темпы роста к предыдущему году - 116%. В то же время до 30% российского импорта — продукция иностранных машиностроительных фирм. [27, 43] В общей же структуре российского экспорта и импорта по итогам 2003г. продукция машиностроения занимала соответственно 9,04% и 26,9%.

Важнейшей задачей развития машиностроения остается улучшение технологической структуры производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, более производительными и технологически эффективными. Фактический возраст парка российского машиностроения к 2005 году достигнет, по экспертным оценкам, 18-20 лет, при высокой степени морального износа. После 1998 г. несколько улучшилась динамика коэффициента обновления основных фондов: в машиностроении он увеличился почти в 1,8 раза, но коэффициент их выбытия очень низок и вплоть до 2000 г. составлял около 1%.

Так почему же машиностроение считается локомотивом развития экономики страны? Дело в том, что только машиностроение в основном и создает так называемую добавленную стоимость, добавленная стоимость в свою очередь - это источник финансовых ресурсов.

Возрожденное и преобразованное машиностроение обеспечит инвестиционные процессы во всех отраслях первоклассным оборудованием, наполнит потребительский рынок высококачественными товарами, решит проблемы зарплаты, рабочих мест, позволит занять достойное место на рынке наукоемкой продукции и услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.