Общая характеристика машиностроительного комплекса
 

Рисунок 2.1.3 - Доля отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства. [18]

По итогам 2003г. доля машиностроения в России в общем выпуске производственной продукции составляла около 20% (19,5% в 2002 г.), хотя в последние годы она практически перестала расти. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет. В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Динамика индекса физического объема производства в машиностроении и металлообработке показывает, что в 1999 г. он вырос на 117,2% к соответствующему периоду 1998 г., в 2000 г. - на 120%, в 2001 г. - на 107,2%, а в 2002 г. - лишь на 102% (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1 - Динамика физического объема производства в машиностроении (в % к предыдущему году). [52]

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

117,2

120,0

107,2

102,0

Положительные тенденции последних лет в машиностроении обеспечили рост рентабельности выпуска товарной продукции с 5,4% в 1998 г. до 12,5% в 2002 г. (рис. 2.1.4). Одновременно сократилась, естественно, и доля убыточных предприятий с 40,3% до 26,4% в 2001 г., хотя в 2002 г. она снова возросла до 40,9% (в связи с резким падением спроса). Снизился темп роста кредиторской и дебиторской задолженности.

Рисунок 2.1.4 - Рентабельность и доля убыточных предприятий машиностроения в 1998-2002гг., %. [52]

С 2000 г. впервые за последние 10 лет в машиностроении обозначился прирост численности работающих. Правда, в 2002 г. произошло уже сокращение на 1,1%. Возросла заработная плата, среднемесячный уровень которой составил 4150 руб., но остается на 24% ниже уровня средней зарплаты в целом по промышленности.

Наиболее стабильно в последние годы развивались железнодорожное машиностроение (2000 г. на 107,4%, 2001 г. на 126%, 2002 г. на 121,7%), машиностроение для легкой и пищевой промышленности (2000 г. на 109,5%, 2001 г. на 107,1%, 2002 г. на 115,9%) за счет увеличения спроса на внутреннем рынке (таблица 2.1.2).

Таблица 2.1.2 - Рост объема производства отдельных подотраслей машиностроения (в % к предыдущему году). [52]

 

2000г.

2001г.

2002г.

Железнодорожное машиностроение

107,4

126,0

121,7

Легкое и пищевое машиностроение

109,5

107,1

115,9

Станкостроение

81,7

103,8

76,0

Рост объемов в 2002 г. сохранился в производстве грузовых магистральных вагонов - в 1,6 раза, автобусов - в 1,2 раза, тепловозов магистральных на 4,5%, электровозов магистральных на 5,6%, выпуск грузовых автомобилей на 0,4% и т.д.

Вместе с тем, в 2002 г. продолжалось снижение темпов производства по сравнению с 2001 г. в металлургическом машиностроении (на 17,4%). Металлургическое машиностроение остается одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса. Здесь ни по одному виду продукции не было отмечено положительной динамики. Наибольший спад в 2002 г. - в производстве технологического оборудования для цветной металлургии (на 59,8%).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.