Общая характеристика машиностроительного комплекса
 

Снизился объем выпуска станкоинструментальной промышленности на 18,3%, в том числе металлорежущих станков (в 2000 г. он составил - 8 тыс. шт., в 2001 г. - 8,3 тыс. шт., в 2002 г. - 6,3 тыс. шт.) из-за отсутствия финансовых средств у потребителей, роста цен и их выравнивания на многие виды продукции станкостроения до уровня зарубежного оборудования.

Снижение объемов в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении составило 22,4%, по сравнению с 2002 г., в том числе тракторов в 2000 г. - 19,2 тыс. шт., 2001 г. - 15,2 тыс. шт., 2002 г. - 9,01 тыс. шт. Причиной спада стало отсутствия заказов на выпускаемую технику, а также недостаток финансовых средств у сельских товаропроизводителей, дефицит оборотных средств, ужесточение требований при оплате комплектующих "живыми деньгами", продолжающийся передел собственности и сезонность производства сельхозтехники.

В автомобильной промышленности уменьшение объемов составило 2,2%, в т. ч. автомобилей легковых (2000 г.- 969 тыс. шт., 2001 г. - 1022 тыс. шт., 2002 г. - 981 тыс. шт), что, в первую очередь, связано с ухудшением конъюнктуры на внутреннем рынке. ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ГАЗ" вынуждены были приостанавливать производство легковых автомобилей. Весь год не работал московский завод АЗЛК. [37, 52]

Беспрецедентно большое количество ввезенных подержанных иномарок (480-500 тыс. шт. плюс 110 тыс. шт. новых) затруднило сбыт произведенной продукции, произошло затоваривание рынка легковых автомобилей. К снижению объемов продаж легковых автомобилей привели стихийные бедствия, произошедшие в прошлом году в южных регионах страны. В связи с наводнением в ряде стран Европы увеличилось число легковых автомобилей, проданных в России после их восстановления. На предприятиях автомобильной промышленности и у дилеров скопилось до 80 тыс. нереализованных автомобилей.

Тем не менее, теряя количественные показатели в производстве продукции, в последние годы многие предприятия и НИИ все же решали вопросы обновления выпускаемых изделий. Так, шагнули в новое тысячелетие с обновленной продукцией ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, Владимирский тракторный, Красноярский и Ростовский комбайновые заводы, Кольчугинский завод "Электрокабель", Подольский завод им. Орджоникидзе, Тверской вагоностроительный, Ивановский и С.-Петербургский им. Свердлова станкостроительные заводы.

Научные разработки отраслевых институтов НПО ЦКТИ, ГНЦ НАМИ, ВЭИ им. Ленина, НИИ "Теплоприбор", ЦНИИТМаш, ВНИИМетМаш и других отвечают требованию времени и предложены к производству. Однако неразвитость внутреннего рынка не позволяет организовать массовый сбыт производимой продукции, и только предприятия, имеющие значительную экспортную составляющую, успешно справляются с финансовыми проблемами.

Итоги работы последних трех лет подтверждают, что факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, исчерпываются. Причиной является постепенное сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж, а так же снижения импортных тарифов в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию.

К 2001 г. завершилась первая фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики (1998г.). Состояние производственной базы, физический и моральный износ основных средств производства (более 75%) из-за недостаточных инвестиций в основной капитал не позволяют сохранить темпы роста производства на высоком уровне, а кратковременный всплеск роста производства не привел к обновлению и модернизации оборудования и технологий в машиностроении.

Снижение инвестиционной активности более чем в 5 раз по сравнению с началом 90-х годов остается неизменным, несмотря на некоторые колебания. Низок уровень инновационной активности на предприятиях, не работают механизмы продвижения перспективных разработок в производство. Падение объемов производства машиностроительной продукции связано с общим "сжатием" внутреннего рынка, отсутствием заказов со стороны естественных монополий и нефтегазовых олигополий, а также с вытеснением отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях. [51]

Улучшение ситуации по отрасли машиностроения в целом произошло благодаря:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.