Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса
 

Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.

Конкурентоспособность российского машиностроения – ключевой инструмент развития не только самого машиностроения, но и повышения деловой активности в стране в целом. За годы реформ Россия как страна машиностроительная потеряла свою мощь. В основном это происходит не из-за того, что рынок падает (рынок рос существенно), а из-за того, что продукция технологической среды теряет конкурентоспособность.

Согласно правительственным программам по повышению конкурентоспособности машиностроения приоритетным является государственное финансирование ведущих подотраслей комплекса, динамика развития, которых характеризуется ростом конкурентоспособного потенциала (в частности к таким приоритетным подотраслям относятся автомобилестроение, авиационная промышленность, производство современного вооружения и энергетическое машиностроение). Однако такая узкая поддержка нескольких подотраслей приведет к тому, что предприятия, тех подотраслей, которые останутся без поддержки, придут к еще более плачевному состоянию, чем это есть сейчас. Поэтому поддержку приоритетных производств следует комбинировать с проведением тщательного структурирования комплекса.

Отечественное машиностроение является важнейшей отраслью, определяющей и обеспечивающей в экономике страны как переход к прогрессивным технологическим укладам, так и поддержание, и развитие наиболее распространенного четвертого. Но выполнить эту свою роль оно сможет только при условии быстрого обновления и модернизации своего производственного аппарата, который в данный момент предельно изношен и мало конкурентоспособен. Решение задачи такого порядка потребует серьезного государственного вмешательства не только с точки зрения вложения денежных ресурсов, но и с позиций выработки эффективной политики регулирования этих процессов. Предстоит по существу реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран минимум на 30 лет.

Требования к современному машиностроительному производству в развитых странах постоянно усложняются: число составляющих производственного процесса увеличивается, характер их взаимодействия становится все более динамичным и многопараметрическим. К этому нужно добавить значительное расширение номенклатуры выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне – от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства определяет постоянно растущие требования к производительности и сокращению производственного цикла.

Формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности в машиностроительной промышленности России с учетом требований мирового рынка, должно основываться на системности и многоаспектности процесса преобразования:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.