Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса
 

Перед Россией стоит задача: сочетать стратегию ресурсного развития и стратегию режима "преследования". В связи с этим необходимо развивать совместное производство. Кроме того, надо использовать стратегию "передовых рубежей", т. е. использовать достижения, которые у нас еще все-таки есть, и весь имеющийся научный потенциал. Однако до сих пор не было какого-либо значимого импульса для рывка. Отсутствие же рынка в сфере наукоемкого производства тоже нанесло машиностроению сильнейший удар. Предприятия, в принципе, заинтересованы в новых технологиях, но у руководителя (хозяина), как правило, нет денег на новое оборудование. К тому же, разработка новых технологий собственными силами уже вряд ли возможна: основной контингент инженеров-технологов оставил отрасль. В результате основные мощности заняты на 30%. Половина персонала также потеряна. В машиностроительный бизнес идут только смельчаки. Так, "Сибмашхолдинг" в Красноярском крае собрал разные виды производств под одной крышей на базе Красноярского комбайнового завода, подтянув все предприятия этого профиля в округе. Сейчас завод наращивает производство. Еще один тракторный холдинг - универсальная инвестиционная компания "УНИК" - контролирует деятельность Чебоксарского завода промышленных тракторов, Владимирского тракторного завода, Чебоксарского завода силовых агрегатов, Чебоксарского "Дизельпрома", Волгоградского моторного завода. [7] Таким образом, первые инициативы самых смелых предпринимателей уже есть. Но основная часть машиностроительных предприятий в процесс объединения не вовлечена. Для этого нужна государственная политика. К сожалению, сегодня за основу принята политика приоритетного развития отдельных отраслей, в том числе авиационной промышленности, автомобильной и т. д. Но вряд ли рационально выхватывать отдельные направления из всего машиностроительного комплекса, даже если у государства не хватает денег. Необходимо определить, что осталось в рабочем состоянии, что используется в сфере производства потребительских товаров и пр. Инвентаризация позволит провести глубокую реструктуризацию машиностроительных предприятий и структурную перестройку всей отрасли. Целесообразно на первом этапе стратегии конкурентного развития создавать совместные производства не только с другими российскими производителями, но и с западными машиностроительными компаниями (это компании Франции, Японии, Германии). Некоторые шаги на пути международного сотрудничества уже делаются. Так, под Санкт-Петербургом строится завод совместно с "Фордом". [29] Он будет выпускать модель "Фокус" с неплохими технико-экономическими характеристиками. На данный продукт ожидается хороший спрос. Плюс ко всему подобное сотрудничество создают новые рабочие места.

Наконец, земельный вопрос создает дополнительные трудности на пути развития машиностроения. Заводам предстоит выкупать землю, на которой они расположены, и затем платить налоги за эту землю. [64] Такое фискальное бремя может подорвать зыбкую финансовую платформу. Поэтому в числе мер по решению этой проблемы значится изменение законодательства о земельных отношениях, позволяющее предприятиям избежать процедур выкупа земли, а потом и уплаты налога на имущество. В связи с тем, что предприятия машиностроительного комплекса, как правило, занимают большие площади, то изменения системы земельных отношений позволят избежать лишних трат.

Таким образом, для решения насущных проблем машиностроительного комплекса государство должно проработать конкретные инструменты, которые позволят улучшить конкурентоспособные позиции продукции отрасли.

Таблица 3.2.1 - Рекомендуемые направления воздействия государства для решения проблем машиностроения.

Проблемы

Направления решения проблем

Старение основных фондов

- Изменения в амортизационной политике

- Восстановление инвестиционных льгот

- Предоставление инвестиционных налоговых кредитов

- Предоставление государственных гарантий по кредитам (что приведет к удешевлению кредита).

Низкий уровень спроса

- Поставка оборудования предприятиям «естественных» монополий для выполнения социально значимых функций по ценам, не включающим налог на прибыль

- Контроль за инвестиционной деятельностью «естественных» монополий

- Государственное страхование экспортных операций

Старение/ухудшение кадров

- Восстановление системы профессиональной подготовки кадров и распределения выпускников ВУЗов

Использование передовых технологий

- Определение наиболее актуальных технологических стандартов

- Определение приоритетов в научно-технической сфере

- Увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям.

- Создание научно-производственных комплексов по внедрению прогрессивных технологических решений в производство.

Развитие предпринимательства

- Развитие малого предпринимательства путем кооперированных поставок

- Поддержка в области кредитования

- Развитие лизинга

Недостаточная структурированность

- Внесение дополнений в гражданский кодекс по поводу создания корпоративных структур

- Внесение изменений в закон о ФПГ

Прекращение права бессрочного пользования землей

- Принятие федерального закона, который установит, что передача участков под зданием, предприятием есть не приватизация, а лишь акт дооформления прав собственности на недвижимость.

Отсутствие механизмов перетока финансовых средств

- Создание финансовой базы для долговременных инвестиций

- Реформирование банковской системы

- Создание фондовой инфраструктуры для открытого перетока капиталов

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.