Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса
 

Перевооружение предусматривает объединение передовых разработчиков технологий и оборудования и производителей, финансовых учреждений, учебных заведений по подготовке кадров под патронажем федеральных и местных властей. Одновременно нужно развивать сеть специализированных предприятий малого и среднего бизнеса, охваченных системой кооперированных поставок (субконтрактинг). Это позволит минимизировать производственные запасы, снизить издержки (принцип Just in time), а, в конечном счете — себестоимость продукции. Понятие малых и средних предприятий в российском машиностроении практически отсутствует. Однако, обращаясь к опыту Запада, малые и средние предприятия машиностроения – это еще и инжиниринговые предприятия. Но чтобы успешно развиваться, они должны пользоваться поддержкой государства, по крайней мере - в области кредитов. Подобное объединение может позволить себе диверсификацию производства, а соответственно расширение своего рынка сбыта. Так, фирма "Боинг", являясь хорошо структурированным объединением разработчиков, производителей и субподрядчиков, выпускает и истребители, и пассажирские самолеты, и телевизоры, и вертолеты, и стратегические ракеты, и многое другое. То есть характерной особенностью рыночных отношений является многономенклатурность продукции. В России же были и остаются многономенклатурными лишь предприятия тяжелого машиностроения, такие, как "Уралмаш". [29, 59] Они выпускают и прокатные станы, и энергетическое оборудование, и т. п. И именно они выстояли в период реформ.

Специализация и универсализация российских машиностроительных предприятий на сегодняшний день является существенной. В советское время, когда производство и потребление планировалось на высшем уровне, промышленным предприятиям не приходилось заботиться о сбыте, это касалось как гражданского, так и оборонного производства. Однако, сегодня, когда спрос на продукцию ВПК невысок, следует рассмотреть возможность расширения номенклатуры выпускаемой продукции и совместной работы данных предприятий с предприятиями гражданского производства.

В настоящее время деление машиностроения на гражданское и военное условно и необоснованно, поскольку:

- большинство предприятий ВПК в состоянии производить как военную, так и гражданскую продукцию;

- эти предприятия изначально создавались с возможностью быстрого перепрофилирования мощностей. [7]

Государство само не способно обеспечить эффективное управление на предприятиях ВПК, не имеет достаточно средств на обеспечение предприятий заказами, а также средств их содержание.

Выходом для предприятий ВПК может стать комбинирование производства гражданской и военной техники. Однако по программе Минимущества решением проблемы является приватизация более 1000 предприятий ВПК из 1800, на что будет выделено около 18млрд. руб. [64]. По проекту приватизация должна занять 10 лет, к этому времени основные фонды большинства предприятий будут полностью изношены, квалифицированный персонал станет большой редкостью, а средств на модернизацию и привлечение новых специалистов не будет. Кроме того, лишившись более чем половины предприятий ВПК, потеряв накопленный интеллектуальный потенциал, оставшееся ядро будет уже не в состоянии производить современную военную технику.

Следует обратиться к опыту 1986-1990-х гг., когда значительная часть гражданских машиностроительных предприятий переводилась в ВПК с тем, чтобы поднять их технический и качественный уровень и обеспечить народное хозяйство страны высококлассными машинами и оборудованием, а жителей - качественной бытовой техникой. В результате уже к началу 1990-х годов ВПК значительно увеличил производство гражданской техники и товаров, а ряд гражданских министерств было ликвидировано (Минлегпищемаш) или объединено. В короткие сроки ведущие НИИ, КБ и заводы Минобщемаша, Минавиапрома, Минсредмаша и других отраслей ВПК организовали производство сложных видов гражданской техники высокого качества и конкурентоспособности. Все это осуществлялось в условиях, когда мощности оборонных предприятий были полностью загружены военными заказами. Сегодня, когда военное производство сократилось в 6 раз, а выпуск гражданской продукции - в 3 раза, когда из военного производства высвобождается 35-40% производственных мощностей, возникают прекрасные возможности применения опыта 1986-1990-х годов для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции, используя высокие технологии военных производств. [59] Даже на Западе предприятие делает винт для подводной лодки и винт для мясорубки одновременно, и отвечает до конца за производство и эксплуатацию своего изделия. Однако в целом у него есть одна область, которую надо развивать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.